?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 

 

Легко представить: 1700 год, середина лета, группа аристократов собралась на лугу возле нового дворца Августусбург и забавляются стрельбой по мишеням, вырезанным из дерева. Это придворный праздник стрелков, так называемая «Охота на птиц» - мишени представлены в виде парящих лебедей, уток, пикирующих вниз соколов.
 

Невдалеке столы: фрукты, жаркое, рислинг, траммер и другие вина Заале-Унштрут. Вельможи одновременно стреляют по мишеням, как вдруг один из стрелков падает, схватившись рукой за окровавленную шею. Это Иоганн Бер, – концертмейстер, певец и композитор герцогского двора, ему недавно исполнилось 45 лет. Один из придворных, гауптман Барт, выстрелил в него, как он потом говорил «случайно»…

Какая насмешка судьбы. Не так ли давно вся Саксония следила за скандальным обменом «любезностями» на тему религиозной и светской музыки, которую сам Бер назвал «Музыкальной охотой» и вот он сам убит в реальности.

Бера привозят домой, он все еще в сознании. Придворный хирург извлекает пулю из раны – но напрасно! – Иоганн умирает.
Если бы тогда при дворе все еще находился замечательный хирург Георг Гендель (отец Георга Фридриха), то – как знать…

Разносторонне талантливый Иоганн Бер, протестант из бедной семьи, воспитанный в иезуитских монастырях, - концертмейстер, певец-альт, музыкальный теоретик и прекрасный писатель, - личность, на мой взгляд, интереснейшая.


-----------------------------------------------------------------



 

Johann Beer (25.02.1655 – 06. 08.1700)
так же: Bähr, Baer, Bär, Behr, Ursus, Ursinus;

Псевдонимы: Jan Rebhu, Amandus de Amanto, Simplicius Simplicissimus, Jucundus
Jucundissimus, Francisco Sambelle, Hanß guck in die Welt, Zendorio à Zendoriis, Wolfgang von Willenhag, Antonio Caminera, Amando de Bratimero, Alamodo Pickelhering и т.д..

Иоганн Бер - писатель, контратенор (альт), музыкант, композитор, музыкальный теоретик, художник.


Рано обнаружив способности к музыке, Иоганна в возрасте 7 лет отправляют в бенедиктинский монастырь в Ламбахе, хотя ребенок происходил из семьи протестантов. Там его учат пению и игре на музыкальных инструментах. Его учителем был итальянский священник, который, по Маттезону, «был известный музикус».

1665

Бер продолжает свое музыкальное образование в монастыре Райхерсберг (Бавария)
 

 

1669
 

После ломки голоса учится в латинской школе в Пассау.

1670, 20 октября.
Бер переезжает в Регенсбург, и в течение следующих 6 лет учится в «Gymnasium Poeticum» вместе с Иоганном Пахальбелем.

Благодаря своим музыкальным способностям он получает бесплатное место в интернате для бедных, но талантливых учеников. Бер поет во время служб в церквях, на свадьбах и отпеваниях. Так же он пишет стихи и три комедии на латинском языке для школьного театра. Среди знакомых и друзей Иоганн слывет «несравненным рассказчиком».
 

 

1674
Учится искусству композиции у Вольфганга-Гаспар Принца (позже они станут врагами на литературном поприще)


1676
Бер переезжает в Лейпциг, чтобы штудировать теологию. Там он знакомится со многими музыкантами, даже успевает застать Себастьяна Кнюпфера (1633–1676).


1676, 8 октября
В Лейпциге пение 21-летнего певца-альта слышит герцог Август фон Саксен-Вайсенфельс.
Желая заполучить его в свою придворную капеллу, герцог предлагает Беру сумму в 180 рейхсталеров содержания. Предложение настолько соблазнительно как в финансовом, так и в музыкальном отношении, что Бер бросает учебу и переезжает в Халле, как «придворный певец-альт», «потому что он чувствовал сильнейшее влечение к музыке и потому что он пел изысканнейшим альтом, а потом тенором, играл на скрипке и клавесине, и был композитором.» (с) Маттезон.






1677, декабрь.

Знаменитый музыкант и композитор Иоганн Филипп Кригер (1649–1725) прибывает в Халле. В 1678 году его назначают вице-капельмейстером двора.


1677
В этот год Бер начинает печатать свои романы, скрываясь за различными псевдонимами. Романы сатиричны, весьма фривольны и слава подобного писателя могла повредить его образу возвышенного музыканта и придворного. За 8 лет из-под его пера выходит около 20 романов, в том числе:

«Авантюрный, чудесный и неслыханный рыцарь Хмель-Мешочный с Другой стороны сала.»

4 части романа «Сиплицианский наблюдатель мироздания или приключения Яна Ребу.»

«Политический Развертыватель противопожарных стен» под псевдонимом Антонио Каминера.
«Политический вертел жаркого» Амандо де Братимеро.

«Немецкие зимние ночи», «Нескучные летние ночи»,

«Принц Адитнантус и рыцарь Спиридон из Перусины», и другие.

Псевдоним «Ян Ребу» (ребус) он использовал чаще всего.


1679
Бер женится. Через год рождается его первый из 11 детей (пятеро умерли в младенчестве)


1680
Умирает герцог Август. Власть переходит к его сыну, Иоганну-Адольфу I. Резиденция меняется. Двор перебирается в Вайсенфельс, в пока еще недостроенный замок Августусбург.
Из музыкантов «старого двора» новый герцог оставляет при себе пятерых: в том числе Бера и Кригера, последний к тому времени занимает пост придворного капельмейстера.

Иоганн Бер поет в операх, концертах и зингшпилях, и конечно во время месс в церкви замка.

Оперы при новом дворе пользуются большой славой.


Ария из оперы Кригера, поет Андреас Шолль:

1684
По случаю женитьбы Кригера – Иоганн Бер пишет музыкально-сатирическую брошюру «Bellum musicum» (издана уже после его смерти, в 1701г.)
 
Карта Музыкальной страны из этой брошюры:





 
1685, на Пасху.
Иоганна Бера назначают концертмейстером. Чуть раньше ему поступило предложение от Кобургского двора, куда его приглашали на место придворного капельмейстера. Бер отклонил его.


1686 ноябрь.
Бер пишет оперу для двора герцога Альбрехта Саксонского в Кобурге. ( не сохранилась)


1689 – 1691

«Musicalische Discurse» - теоретический музыкальный трактат с большой долей юмора.

Печатается сборник его очень известных едких эпиграмм. Бер пишет свою биографию, в которой перечисляет все свои работы, за исключением романов.


 

В 1691 году
Король Дании предлагает Иоганну Беру место при своем дворе и содержание превосходящее то, что выплачивает герцог. Видимо положение Бера в Вайсенфельсе было настолько замечательным, что Бер отвечает королю категорическим отказом.

1694
Бер пишет свои трио-сонаты. (утеряны)


1695
Бер пишет музыкальный трактат „Schola-phonologica“. Маттезон сообщает о «самом лучшем из его ненапечатанных трудов».


1697
Плюс к своей должности придворного концертмейстера Бер получает под контроль библиотеку в Вайсенфельсе.





1697
Ректор из города Гота, Готфрид Фокерот выпускает свою работу, направленную против светской музыки и оперы, задев и Бера (называет его "арлекином из Вайсенфельса"). Бер отвечает ректору серией статей, где не только возражает оппоненту по существу вопроса «Музыка не должна оцениваться по тому для какой цели или веры она написана, но лишь по тому уровню, которого сумел достичь композитор», но и издевается над ректором со всей силой сатиры на которую способен, выставляя Фокерота полным дураком.
Он написал 4 статьи из которых были напечатаны только 2: «Ursus murmurat» ( Медведь рычащий) и «Ursus vulpinatur. List wider List oder musicalische Fuchs-Jagdt» (Медведь преследует лиса. Хитрость против хитрости или музыкальная охота на лис)



1700, 28 июля
Инцидент во время состязания стрелков (так называемая «Охота на птиц».)


1700, 6 августа.
Смерть Иоганна Бера.


----------------------------------------------------------

Бер оставил после себя несколько светских концертов и вокальные композиции (из последних, в подавляющем случае, до нас дошли только тексты). Кроме этого ему приписывается концерт для охотничьего рожка и две увертюрные сюиты – но авторство их сомнительно.

Его любимые кводлибеты для которых он писал и тексты и музыку - не сохранились.

Осталась его праздничная месса, известная сейчас под названием «Missa ursus murmurat», которая была переписана монахом бенедиктинского монастыря для смотрителя монастырской пинакотеки - отца Марцеллина Кноблаха, на чьем дне ангела она и была впервые исполнена 2 июня 1700 года. Отсюда ее второе название «Missa S. Marcellini»

отрывки из нее можно послушать здесь:

shop.orf.at/1/index.tmpl

В этом году она будет исполняться на генделевском фестивале в Халле.




-------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Кстати, там до сих пор сохранились поговорки, которые считаются чисто местными, народными так сказать, авторства люди уже не помнят, но если вы в Халле услышите: «Die Titelsucht reißt trefflich ein, die Esel wollen Pferde sein» (Страсть к титулам пылает как пожар, уж и осел себя конем назвал!) - знайте, что это фраза Бера.





 

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
tashamiller
Apr. 25th, 2009 05:27 am (UTC)
Очень интересно! Спасибо.
dauria_007
Apr. 25th, 2009 03:36 pm (UTC)
Пожалуйста! Всегда приятно если то, что интересно тебе - интересно еще кому-то. :)
monenna
Apr. 25th, 2009 09:57 am (UTC)
Спасибо! Очень интересный материал! И фото!
dauria_007
Apr. 25th, 2009 03:38 pm (UTC)
Пожалуйста, рада что Вам понравилось. Фотографий и т.д., есть еще, но не хотелось перегружать ими текст.
vertebra_p
Apr. 26th, 2009 09:18 pm (UTC)
Замечательный пост!
И спасибо вам огромное, что добавили меня в друзья - у вас здесь полно всего интерестного - читаю с большим удовольствием! :))))
dauria_007
Apr. 26th, 2009 09:48 pm (UTC)
хе-хе.. Взаимно! :)))
c_tenors
Apr. 27th, 2009 01:36 pm (UTC)
Замечательный материал! Спасибо большое! :)
dauria_007
Apr. 27th, 2009 04:19 pm (UTC)
Вооот.. Я знала, что Вас заинтересует тоже. :)
( 8 comments — Leave a comment )